Steen *** (nektosteen) wrote in fra_rpr,
Steen ***
nektosteen
fra_rpr

Category:

ПРЕОДОЛЕНИЕ РАЗЛИЧИЙ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ УМСТВЕННОГО И ФИЗИЧЕСКОГО ТРУДА КАК КЛЮЧЕВОЕ УСЛОВИЕ ПРОГРЕССА

Наверняка многих удивит постановка вопроса в этой заметке: ведь у нас на дворе реставрация капитализма, и очевидно более важным и насущным является вопрос уничтожения классов и частной собственности, а дело устранения различий между людьми умственного и физического труда — это довольно далёкое будущее и сейчас не актуально. Но это лишь потому, что многие забывают, что начало — это неразвитый результат, а результат — это развёрнутое начало.

Данный вопрос отмечал Ленин в своей работе «Великий почин»: «Ясно, что для полного уничтожения классов надо не только свергнуть эксплуататоров, помещиков и капиталистов, не только отменить их собственность, надо отменить ещё и всякую частную собственность на средства производства, надо уничтожить как различие между городом и деревней, так и различие между людьми физического и умственного труда. Это — дело очень долгое. Чтобы его совершить, нужен громадный шаг вперёд в развитии производительных сил, надо преодолеть сопротивление (часто пассивное, которое особенно упорно и особенно трудно поддаётся преодолению) многочисленных остатков мелкого производства, надо преодолеть громадную силу привычки и косности, связанной с этими остатками…»

Ленин видел в социализме не просто общество уничтожения классов и частной собственности, но и общество, где должны уничтожаться различия между городом и деревней, различия между людьми умственного и физического труда. Причём это не какие-то отдельные, оторванные друг от друга процессы, а это взаимообусловленные процессы, т.е. они идут не один за другим в ходе прогресса, они идут параллельно и взаимосвязаны.

Получается, если упустить какой-то один момент в ходе прогрессивного движения общества, то неизбежно такой прогресс теряет силу и поворачивает вспять, что мы уже наблюдали на примере контрреволюции в СССР.

Именно поэтому вопрос уничтожения различий между людьми умственного и физического труда актуален как никогда. Это вопрос не только о том, что обеспечит прогресс в будущем, но и о том, кто способен сейчас возглавить и повести всю борьбу трудящихся до полной победы.

Каждый из нас независимо от своего положения в общественной системе производства может задать себе пару вопросов:

1) кто сейчас объективно заинтересован в уничтожении классов и частной собственности?

2) кто, кроме того, также объективно заинтересован в уничтожении различий между людьми физического и умственного труда?

И если при ответе на первый вопрос насчитается довольно обширный список из классов и прослоек, включающий в себя рабочих, мелкую буржуазию, инженеров, учителей и прочую интеллигенцию, то уже при ответе на второй вопрос эта группа резко сузится, или лучше сказать конкретизируется в рабочем классе, как единственном классе, заинтересованном в полной и бесповоротной борьбе до уничтожения различий между городом и деревней, между людьми физического и умственного труда, т.е. в полном уничтожении классов и предпосылок их реставрации.

Человек умственного труда объективно не заинтересован в утрате своего привилегированного положения относительно людей физического труда — это вполне понятно, на это есть вполне объективные причины: ввиду тяжести физического труда, вредности, монотонности и т.д.

Как ни странно, но этой утрате привилегий во многом способствует сама практика развития производительных сил. Сейчас очень часто слышатся замечания, что инженер — это уже не только представитель технической интеллигенции или управленец на производстве, но зачастую он по факту совмещает работу инженера и работу непосредственно производительного рабочего. И даже более того, всё чаще люди с высшим инженерным образованием работают рабочими, поскольку оборудование, на котором они работают, имеет такую сложность, что требуется инженерная квалификация (например, операторы станков с ЧПУ зачастую имеют квалификацию программиста). И в таких случаях самой логикой развития производства, уже самим уровнем образования таких специалистов даются дополнительные возможности для уничтожения различий между людьми умственного и физического труда.

На таком производстве, где каждый в равной степени участвует как в непосредственном производительном, так и в умственном труде, нельзя будет разделить рабочих и работников. А вопрос справедливого разделения труда будет состоять только в периодичной ротации ролей рабочего, инженера, профсоюзного работника или управленца между всеми участниками производства.

И если вышеописанное — это, скорее, дело будущего, то прогрессивное движение рабочего класса в деле уничтожения различий между людьми умственного и физического труда — это дело настоящего.

Это движение может быть обеспечено только систематическим и полноценным внесением научного, ленинского знания в рабочую среду, и важно это не только сейчас , но и на всем пути до полного уничтожения классов.

Отметим также философский момент вопроса преодоления различий между людьми физического и умственного труда. Согласно Гегелю человек — это мыслящий разум, и если опереться только на это верное, но абстрактное определение, то выходит, что люди умственного труда наиболее полно соответствуют ему. В дальнейшем Энгельс дал более конкретное определение человека: как животного общественного, трудящегося, говорящего и разумного. Из этих двух понятий логически вытекает, что для наиболее полного развития всех членов общества необходимо, чтобы люди физического труда имели полноценную возможность становиться «мыслящим разумом», а люди умственного труда непосредственно и производительно трудились.

Труд — это непременное условие существование человека, что отмечал Маркс в Капитале: «труд как созидатель потребительных стоимостей, как полезный труд, есть не зависимое от всяких общественных форм условие существования людей, вечная естественная необходимость: без него не был бы возможен обмен веществ между человеком и природой, т. е. не была бы возможна сама человеческая жизнь». Физический и умственный труд — это неразрывные и взаимообусловленные моменты развития общества. Необходимо обеспечить каждому человеку возможность реализоваться в этих видах труда в равной мере, а не только в каком-то одном, как это в основном происходит сейчас.

Нужно побороть вековую привычку, что рабочий должен только работать руками и меньше думать головой: это выгодно эксплуататорам, и это старательно ими культивируется. В то же время в результате ужесточения эксплуатации рабочий класс неизбежно приходит к необходимости организованной борьбы сначала за насущные интересы в рамках профсоюзов, а в дальнейшем и за коренные, организовавшись в партию рабочего класса, на базе забасткомов создав советы, как организационную форму диктатуры пролетариата.

Для всего этого рабочему классу нужно знание, причём самое передовое марксистско-ленинское, для овладения им требуется серьёзная учёба и самообразование, а это снова, по сути, есть движение к уничтожению различий между людьми умственного и физического труда, движение к полному уничтожению классов.

Пётр Крутилин и Ксения Старцева, Рабочая партия России
Tags: диктатура пролетариата, коммунизм, обсуждение
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 53 comments