
Мы наблюдали и наблюдаем попытку государственного переворота: реакционного компрадорского переворота в Белоруссии.
Ничего нового в этом явлении нет, мы уже имеем довольно большую панораму попыток переворотов и самих этих переворотов. Они проводились и в Узбекистане, и в Таджикистане и в Киргизии, и в Ливии, и в Египте, и в Грузии и т.д.; в Ливии и в Украине эти перевороты завершились весьма трагично. В Украине мы имеем самый свежий, последний и наиболее показательный компрадорский переворот в его самой развитой форме. Поэтому смотрите на Украину, исследуйте, что там происходило, наблюдайте, сравнивайте с Белоруссией, и поймёте, что всё одно к одному. В Белоруссии, собственно говоря, происходит попытка переноса опыта украинского компрадорского переворота.
Единственное, что отличает события в Белоруссии, от событий на Украине, это то, что руководитель Белоруссии Александр Лукашенко более чётко, определённо, смело сказал, что никакого майдана не будет. И, в общем, пока выполняет свои обещания. Будем надеяться, что эта попытка компрадорского переворота будет сорвана. В какой-то мере она уже захлёбывается, несмотря на ту гигантскую вопиющую ложь, которая поднята не только в средствах западной массовой информации, но даже западными правительствами, которые по указке США объявляют выборы в Белоруссии подтасованными, несправедливыми, фальшивыми, что нужны новые выборы, что Лукашенко не победил на них и он не победит. То есть, это фактически целевые установки оппозиции. Это цели оппозиционных кандидатов, в том числе кандидата Тихановской, которая так и заявила, что эти выборы недействительны, а вот если её выберут, то она проведёт настоящие выборы и вот тогда-де определится лицо президента Белоруссии.
Более того, эта попытка переворота не реакция на само событие итога голосования. Она – заранее намеченная главная цель в ситуации выборов, подготовленная изначально, задолго до выборов. А выборы лишь предлог для выступления. К такого рода перевороту оппозиция и её западные кураторы были готовы задолго до выборов, и готовились к 20 часам в воскресенье объявить их нечестными, несправедливыми, и начать вот эти вот провокационные действия. Потому что они отчётливо понимали результат: на честных выборах им не выиграть. И, надо сказать, что план довольно примитивный, план довольно простой и даже грубый. Правда, достаточно отработанный практически. Такой план Штаты осуществляли во многих странах – планы компрадорских переворотов. Другое дело, что здесь они наткнулись на стойкое сопротивление лидера. Пока это сопротивление проходит довольно успешно и в то же время довольно мягко. И хотя провокаторы пытаются оболгать силовиков, пока пытаются оболгать Лукашенко, что якобы он расстреливает демонстрантов, избивает невинных людей. «Прекратите насилие» – это выглядит не очень убедительно в сравнении с поведением полиции во Франции или тех же США. И надо сказать, что подобное давление на Лукашенко было и в прошлые выборы, было в позапрошлые выборы, есть теперь и будет продолжаться в будущем. Так что ничего нового тут нет.
Что тут можно сказать? Как это можно оценить?
Сказать нужно, что Лукашенко испытывает объективное давление на него Запада: это одно из ответвлений борьбы США, и Запада вообще, с Россией. То есть, в Белоруссии идёт борьба с Россией, как и везде почти по её границам. Главная цель – это Россия, главная цель – завоевать ещё один форпост Америки в непосредственной близости от России. Опыт неудач на Украине делает Запад более осторожным. Да и форпост уже не так важен: западная граница России уже достаточно наполнена агентами и базами США.
Но!
Во-первых, Белоруссия испытывает также давление российской буржуазии, а такое давление и конкуренция ей не нравится. Во-вторых, буржуазный гнёт и ошибки правительства Лукашенко, конечно, вызывают недовольство широких слоёв народа. Даже та часть народа, которая болеет за Белоруссию, за свои национальные интересы, поддерживает на выборах и защищает Лукашенко (в той части, в которой он защищает интересы народа Белоруссии), видит те несправедливости, которые творит новая буржуазия, воспроизводящаяся и укрепившаяся под «крышей» Лукашенко. Она эксплуатирует белорусов, а бацька ей содействует. А вот трудящимся за прошедшие четверть века он не помог ни в создании реальных профсоюзов, ни в создании подлинно народной партии. Скорее наоборот: содействовал превращению профсоюзов в окончательно жёлтые, задвигал коммунистов. Да и вообще, в отличие от Путина, не занимался строительством действенной партийной системы. Из розового патриота он превратился в дюжего буржуазного приказчика, аккуратно вытаптывающего вокруг себя политическую арену и изображающего из себя «отца народа».
В результате перед лицом острейшего кризиса он остался один, с намёком на Колю, как своего будущего сменщика. С него станется, он, видимо, ещё во многом сохраняет деревенскую наивность директора совхоза.
Благосостояние белорусов не растёт, а скорее уменьшается в последнее время. Отношения с Россией часто двусмысленные и из выборов в выборы повторяется сюжет, когда устраиваются какие-нибудь выходки против России. Что, вот мол, Россия нам мешает, вот Россия там чего-то не даёт. Конечно, российские буржуа тоже хотят отрезать свой кусок белорусского пирога. Но, всё таки, в целом, в большом, российская национальная буржуазия заинтересована в единстве с Белоруссией. Она заинтересована в союзнике на границе с Западом, тем более, в непосредственной близости от НАТО.
Поэтому удивительно, что Лукашенко так резко и негативно среагировал на провокацию с тридцатью тремя какими-то агентами частной военной компании, которые были арестованы на территории Белоруссии, как будто это Россия послала бойцов, чтобы там бороться на выборах против Лукашенко. Ну, это-то с самого начала можно было бы отвести, и по общему политическому смыслу, и по существу – всё-таки Россия действует в целом более разумно, не так примитивно, не так мелко. А здесь сразу был виден след провокации какой-то другой, а главное – примитивной силы. Понятно, что это была или провокация Украины, или поляки могли бы такую провокацию устроить, опять же с помощью Украины, и так далее.
То есть, сам вот этот непоследовательный курс Лукашенко и в политическом отношении, и в социально-экономическом смысле, и во внешнеполитическом плане, вот эти двойственные взаимоотношения: игра на Запад и на Россию, приводят к тому, что даже та часть трудового народа, которая симпатизирует Лукашенко, недовольна его правлением, недовольна жизнью, и она тоже готова, в какой-то мере, быть базой толпы, которую используют против самостоятельности Минска. И только здравый смысл недавно советского народа, инстинкт майданно-западной опасности, отсутствие явно народной политической программы и достойного лидера удерживают народ на пороге отказа от Лукашенко.
Данная попытка реакционного компрадорского переворота будет отбита, но это не значит, что будет отбита следующая попытка Ведь противоречивое положение и политика Лукашенко останутся, а значит сохранится и противоречие двуличного режима. Поэтому будут и попытки переворота, тем более, что у Лукашенко уже нет той широкой социальной базы, которая ему помогала разрешать данное противоречие до этого кризиса. Борясь с Россией или заигрывая с ней, борясь с Западом или заигрывая с ним, он находится между борющимися сторонами. В этом смысле он отражает позицию мелкой буржуазии, которая, фактически, господствует в Белоруссии. Это всё мелкобуржуазная стихия, это всё мелкобуржуазное сознание, это всё борьба тех, кто бегает по баррикаде между теми и другими. Поэтому он получает удары и с той, и с другой стороны. Так же, как и в России многие политики середины – серединки, серёдочки – получают удары и справа, и слева; и от буржуазии, и от трудящихся классов. И ничем хорошим такой путь и такая позиция закончиться не могут! Они всё равно заканчиваются крахом.
Ну, и будет хорошо, если этот крах закончится тем, что Александр Григорьевич успеет смыться в Россию или в другую страну. Но это может и не получиться. Скажем, Януковичу успели помочь в последний момент слинять в Россию. Но у врагов тоже есть опыт на эту тему, так что они, как люди опытные, могут и не дать ему такой возможности.
Поэтому, перспектива Белоруссии видится драматичной. И не столько из-за вот этой слабости, противоречивости Лукашенко, не столько из-за напора Запада, сколько из-за состояния белорусского общества, также, собственно говоря, как и российского, поражённого вот этим мелкобуржуазным сознанием и дезорганизованностью, которая приводит к тому, что рабочий класс Белоруссии, а шире и все трудящиеся, не могут создать ни своих действенных профсоюзов, ни своей коммунистической партии.
Но другого выхода для защиты белорусских национальных интересов у белорусского рабочего класса и общества нет!
Или рабочий класс организуется, создаст профсоюзы и коммунистическую партию, или их ждёт вот такое майданное будущее, а то и разорение под американским контролем по украинскому типу. В конце концов, нынешний американский гегемонизм более сильный, поэтому, фактически, русскую буржуазию, в общем-то, тоже вытесняют, а в значительной мере уже вытеснили и продолжают вытеснять из бывших советских республик, да и из России тоже. Так что в повестку дня встаёт вопрос о выживании рабочего класса и всего народа не только Белоруссии, но и России: вопрос о совместной борьбе за выживание.
Поэтому, остаётся пожелать нашим белорусским товарищам, белорусскому рабочему классу и всем белорусским трудящимся организоваться в профсоюзы, создать коммунистическую партию, привлечь на свою сторону прогрессивную часть национальной патриотической интеллигенции, которая бы помогла рабочим и крестьянам сорганизоваться. И, всё-таки, начать более серьёзную борьбу и с лукашенками разного рода, и, тем более, с компрадорской буржуазией, помня при этом, что эта борьба в данной ситуации должна быть направлена прежде всего против американского империализма, или, как мы говорим, против фашизма на экспорт.
А. С. Казеннов, профессор, д.ф.н., РПР